Спортивный психолог - не скорая помощь

 

Спортивный психолог Анна БабинчукКак справиться с предсоревновательным волнением? Где найти поддержку, когда рядом нет ни тренера, ни родных, ни друзей?

 Как сбалансировать отношения в треугольнике "тренер-воспитанник-родитель"? Можно ли запрещать ребенку заниматься спортом, если у него плохая успеваемость в школе? Изучением этих вопросов заниматся спортивная психология. Ответы на них дает практикующийспортивный психолог Анна Бабинчук.

 

 

 

- Анна, любое состязание - это стрессовое состояние для человека. Насколько эффективной может быть для спортсмена помощь психолога в такой ситуации?

 

- Полностью с Вами согласна, что если есть соревновательный момент, то присутствуют волнение, переживание и другие проявления стресса. У кого-то это проявляется непосредственно перед соревнованием, у кого-то за несколько часов, а кто-то начинает чувствовать волнение за несколько дней до выступления. Чем тут может помочь психолог? В моей практике были случаи, когда мне звонит кто-то из родителей и говорит примерно следующее: «у моего сына сейчас перерыв в матче, он очень волнуется. Давайте я ему дам трубочку и Вы его успокоите.» Причем, это совершенно незнакомые для меня люди. Для того, чтобы повлиять на ситуацию, постараться выравнять ее, необходимо знать человека. Не зная человека, даже за день до соревнований трудно что-либо изменить. Нужна подготовительная работа, которая требует времени. Психолог должен знать, чем «дышит» спортсмен, какие цели он ставит перед собой. Тогда можно помочь спортсмену и склонить ситуацию к положительному исходу.

 

- То есть, психолог - это не скорая помощь?

 

- Это может быть скорой помощью для тех, кого ты хорошо знаешь. Нужно чувствовать личную мотивацию спортсмена, знать его сильные и слабые стороны. А это возможно только после многочисленных бесед с ним. Тогда ты начинаешь понимать, что его заставляет заниматься этим видом спорта, какие у него цели, что у него получается лучше, что хуже. В этом случае можно снять нервное напряжение и выправить ситуацию.

 

Уверенность в себе – это ключ к победе и закладывается во время подготовительного периода. Уверенными становятся. Но мы не можем говорить об уверенности, если мы не знаем, к чему мы стремимся. Независимо от того, командный это вид спорта или индивидуальный, должна быть четкая цель - чего мы хотим? Незапланированный успех - запланированное поражение. Я всегда говорю: "Ребята, до того как началась игра, мы думаем о своих целях. А когда игра уже началась, мы включаемся в сам процесс игры." Во время игры важно находиться в настоящем моменте, быть "здесь и сейчас".

 

Результат успешных выступлений команды напрямую зависит от тренера. От его личных целей, его личной мотивации, его уверенности в себе и вере в успех своих подопечных. На мой взгляд, целеполагание стоит на первом месте. А если речь идет о команде, то цели каждого должны органично вплетаться в единую цель. Как сказал Леонель Месси: "Играй за эмблему на груди своей футболки и тогда все запомнят то, что на спине." Для меня в этой фразе заключено очень многое. Интересы команды всегда должны стоять на первом месте. Вся моя методика основана на включении у спортсмена личной осознанности того, что он делает и для чего. Это приводит к повышению уровня командной осознанности и приводит к поразительным результатам.

 

- Леонель Месси также сказал, что он никогда не забывает, что футбол - это игра. Он относится к нему, как к игре и получает от этого удовольствие.

 

- Я думаю, ему удалось нащупать баланс между удовольствием и ответственностью. Потому что, когда наступает ответственность - уходит удовольствие. А ответственность обязательно наступает. От тебя ждут результата тренер, товарищи по команде, болельщики. И многие этого давления не выдерживают. Очень распространенной является проблема, когда игрок на тренировках творит чудеса, а выходит на поле, и куда все подевалось? Здесь я вижу выход в следующем: если ответственность наступила, то ее нужно просто принять.

 

- Сейчас детей отдают в спортивные секции и спортшколы начиная с трех лет. С какого возраста есть смысл подключать психолога к становлению ребенка как спортсмена?

 

- Из своего личного опыта могу сказать, что лучших результатов добиваешься при работе с ребятами, которым исполнилось четырнадцать лет. По сравнению с младшими детьми, они по другому включаются в наши беседы, у них уже появляется самомотивация к достижению успеха, осознанность. Но все зависит от ребенка. Кто-то включается быстрее, кто-то медленнее. Все это индивидуально. И здесь очень важна поддержка. Задача психолога как раз и заключается в том, чтобы помочь в этих процессах. Помочь определиться с целями, помочь нащупать мотивирующие элементы. Поддержка нужна спортсмену любого возраста - и шестилетнему, и четырнадцатилетнему, и тридцатилетнему. Не все спортсмены это озвучивают, но все ждут поддержки. От родителей, от тренера, от товарищей по команде… В ответственный момент спортсмен неосознанно начинает искать поддержки и очень важно чтобы он ее нашел. Это может быть просто взгляд тренера, иногда - это присутствие на трибуне близких людей. Но эту поддержку спортсмен должен найти и ощутить ее. В то же время, это является слабым звеном в достижении результата. Может сложиться так, что рядом не окажется ни тренера, ни родителей, ни близких друзей. И здесь на помощь должен прийти психолог и объяснить, что не всегда можно будет найти внешнюю поддержку, что можно и нужно поддерживать себя самому. Есть только один человек, который будет всегда с тобой - это ты сам. Подружись сам с собой! Найди в себе друга! Этот друг всегда тебя поддержит. Когда после побед я беседую с ребятами и прошу их назвать тех, кого они хотели бы поблагодарить, то они начинают перечислять многих людей. Я говорю: "Ты забыл назвать еще одного человека." Меня спрашивают: "Откуда Вы знаете, что я кого-то забыл?" "Я точно знаю, что ты забыл поблагодарить еще одного человека. Самого себя. Разве ты не причастен к победе?" Это очень важно быть благодарным и самому себе. Это повышает самооценку, а значит и уверенность в себе.

 

- В менеджменте популярна теория ограничений Голдратта, в которой как раз говорится, что слабое звено определяет уровень всей системы. Это звено является ограничением в развитии системы и это ограничение необходимо устранять.

 

-Да, я согласна. Надежность любой цепи определяется ее слабым звеном. Я в своих беседах со спортсменами объясняю "принцип осевого бревна". Это примерно то же самое. Этот термин пришел от лесосплава. Когда во время сплава леса по реке образуется затор, то специальные люди очень быстро определяют бревно, которое является виновником затора, цепляют его бугром и сплав продолжается. Вы понимаете, одно бревно, вставшее поперек, не дает двигаться тысячам других бревен. Чтобы найти его, нужен большой опыт. Так и в спорте - пока не найдешь причину, мешающую тебе двигаться дальше, невозможно достигнуть высоких результатов.

 

- А каким Вы видите решение проблемы треугольника "тренер-воспитанник-родитель"? Ведь в треугольнике человеческих взаимоотношений третий, как правило, оказывается лишним?

 

- Треугольник сам по себе является неустойчивой фигурой. На одном из семинаров по спортивной психологии кто-то предложил преобразовать треугольник в квадрат с цель придать фигуре больше устойчивости. И четвертой гранью и должен стать психолог. Я же вижу это несколько иначе. Я предлагаю преобразовать треугольник не в квадрат, а в тетраэдр, на вершине которого будет находиться психолог. С такой позиции он сможет быстрее сбалансировать отношения в треугольнике. Но каждый из участников должен адекватно относиться к работе психолога. Тогда результат приходит очень быстро.

 

- В Футбольной академии "Динамо" им. Л.И.Яшина после матчей игроки выставляют оценки себе и команде. Бывает такое, что, по мнению тренера, игрок провел очень слабый матч. При этом сам игрок выставляет себе максимальную оценку. Что делать в таких случаях?

 

- Тем, с кем я работаю, я тоже рекомендую писать отчеты после соревнований. Вся подготовка спортсмена делится на пять составляющих: техническая, тактическая, физическая, психологическая и фармакологическая. Фармакологию мы пока не берем, а по остальным четырем составляющим ребята пишут отчет и оценивают свое состояние. Это очень ценный материал для анализа. Например, игрок выставляет себе низкую оценку. Спрашиваю: "Почему?" "Был голевой момент, нужно было бить с левой, а у меня левая слабая. Пока подрабатывал мяч под правую, момент был упущен." И подобные ситуации у него случаются на регулярной основе. Так вот она, первоочередная задача! Улучшать удар с левой.

 

Что касается завышенной самооценки, то представьте себе маятник. Одно его крайнее положение - это неуверенность. Другое крайнее положение - самоуверенность. А положение покоя - это состояние уверенности, к которому нужно стремиться. Но к этому состоянию нельзя прийти сразу. Когда психолог начинает работать со спортсменом, находящимся в состоянии неуверенности, то сначала маятник качнется в другое крайнее положение, излишней самоуверенности. Потом будет обратный ход. Но, совершая эти колебательные движения, спортсмен постепенно будет нащупывать то состояние, в котором он ощущает себя наиболее комфортно и уверенно. Опытный спортивный психолог может сократить колебательный период до минимума и привести спортсмена к состоянию необходимой уверенности в себе.

 

- Не могу ни задать такой вопрос. Насколько допустимо родителям запрещать ребенку ходить на тренировки с цель повышения успеваемости в общеобразовательной школе?

 

- Что касается меня, то я поддерживаю такой способ мотивации. Объясню, почему. За любым желанием стоит энергия. А любые договорные отношения строятся на обмене энергиями и содержат всегда элемент серьезности и ответственности по определению. Если ребенку нравится футбол, он с нетерпением ждет тренировок, но, при этом, у него плохая успеваемость в школе, то мама может сказать: "Хорошо. Тебе нравится заниматься футболом. Я поддержу тебя в этом и буду способствовать этому. Но я жду от тебя и хороших оценок в школе. Покажи мне, как ты любишь футбол." Я предлагаю родителям «вести переговоры» со своими детьми и договариваться. И лучше это делать на бумаге. Речь идет не о тех ребятах, кто уже четко определился, что будет профессиональным спортсменом и к этому есть все предпосылки. Неизвестно, как повернется жизнь. Я считаю, что нужно серьезно относиться к своему образованию. На мой взгляд, это вполне допустимо использовать в качестве мотивационного стимула любовь ребенка к спорту. Но еще раз повторю, отношения между родителями и ребенком должны быть договорными, а не ультимативными. Бессмысленно требовать по всем предметам только пятерки. А стремление ребенка заниматься любимым видом спорта и поддерживать школьную успеваемость на уровне «четверки» приучит его к грамотному управлению своим временем.

 






Отзыв ФК "Шахтер"

Отзыв детской академии ФК "Шахтер" о мяче Dokaball

Отзыв ФК "Шахтер" Коркино о мяче Dokaball

Отзыв ФК "Арсенал"

СДЮСШОР "Сигнал"

Отзыв СЮСШОР "Сигнал" о мяче Dokaball