ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

 
Общая физическая подготовка составляет главное содержание  занятий физическими упражнениями в школах.
 
 
Основными видами общей физической подготовки являются гимнастика,  легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, туризм и спортивные игры. Надо  иметь в виду, что занятия по гимнастике,  легкой  атлетике,  лыжной  подготовке  и спортивным играм представляют собой единый процесс физического воспитания.
 
Гимнастика —  одно  из  основных  средств  общей  физической  подготовки,  с помощью  которого  решается  
большой  'круг  задач:  формируется  правильная осанка,  совершенствуются  координация  движений,   сила   мышц,   гибкость, вестибулярная устойчивость, мышечная чувствительность и др.
Гимнастика — это целая школа движений. С помощью  гимнастических  упражнений обеспечивается  специальная  физическая   подготовленность   для   успешного выполнения программных требований по легкой атлетике,  лыжной  подготовке  и др.
 
Гимнастика  также  играет  большую  роль  в  профессионально-прикладной физической подготовке учащихся. Вместе  с  тем   занятия   гимнастикой   недостаточно   влияют   на   органы кровообращения и  дыхания,  на  функции  сердечно-сосудистой  и  дыхательной систем.  Поэтому  ее  следует  применять  в  сочетании  с   другими   видами физических упражнений.
 
Программа по гимнастике включает строевые и общеразвивающие упражнения  (без предметов и с предметами, на гимнастической стенке и  скамейке),  упражнения в  равновесии,   лазании,   упражнения   спортивной   гимнастики,   элементы акробатики.
 
Легкая  атлетика  имеет  большое  оздоровительное  и  прикладное значение. Легкая атлетика в  учебной  работе  в  школах  содействует  более  успешному выполнению учащимися требований программ по лыжной  подготовке  и  плаванию, восполняет недостатки в  разносторонней,  физической  подготовке  по  другим видам спорта и в первую очередь гимнастике и плаванию. Программа  по  легкой   атлетике   включает   специальные   подготовительные упражнения, ходьбу, бег на короткие и средние дистанции, прыжки  в  длину  и высоту с разбега, толкание ядра, метание гранаты. 
 
Лыжная подготовка. В  программе  физического  воспитания  лыжной  подготовке отводится значительное место. При ходьбе на лыжах вовлекается в работу  весь двигательный аппарат, укрепляется мышечная система, особенно ног,  плечевого пояса, туловища и брюшного пресса.  Кроме  того,  развиваются  выносливость, вестибулярная  устойчивость,  способность  ориентироваться  в  пространстве, повышается закаленность организма.
 
Лыжной  подготовке  способствуют  предварительные  занятия  другими   видами физической подготовки и в первую очередь  гимнастикой  и  легкой  атлетикой. При этом особое значение имеет развитие общей выносливости. Программа по лыжной подготовке включает в себя специальные  подготовительные упражнения, строевые упражнения  с  лыжами  и  на  лыжах,  изучение  техники лыжных  ходов,  подъемов,  спусков,  торможений  и  поворотов,  сведения   о материальной части и правилах ухода за лыжным инвентарем. 
 
Спортивные игры. Среди различных средств физического воспитания учащихся профтехучилищ определенное место занимают спортивные игры. В программе предусмотрено занятие одной какой-либо спортивной игрой (баскетболом, волейболом, футболом, ручным мячом). Преподаватели могут сами выбрать спортивную игру, для культивирования которой в училище наиболее благоприятные условия. Спортивные игры развивают выносливость, быстроту и ловкость; повышают  эмоциональность,  способствуют  привитию  интереса  к   физическим упражнениям, спорту; воспитывают  чувство  коллективизма,  организованность, дисциплину, умение подчинить личные интересы интересам коллектива  и  другие качества. 
 
Спортивные игры  имеют  важное  значение  и  для  нормального  досуга,  и активного отдыха, содействуют наиболее эффективному  выполнению  программных требований по другим основным разделам физического воспитания.
 
Занятия плаванием способствуют  правильному  и  гармоническому  развитию форм тела,  воспитанию  выносливости.  Длительные  физические  нагрузки  при горизонтальном положении тела в воде равномерно развивают  мышцы,  формируют правильную   осанку.   Плавание    значительно    влияет    на    тренировку физиологических   механизмов   теплорегуляции,    способствуя    закаливанию организма. Обучение  плаванию  имеет  большое  прикладное  значение  и  способствует внедрению физической культуры в быт учащихся. Программа  по  плаванию  включает  в  себя  специальные  подготовительные упражнения,  обучение  технике  плавания  кролем  на  груди  и   на   спине; дополнительно также предусмотрено изучение плавания брассом на груди. В  связи  с  тем,  что  на  плавание  программой  выделено   ограниченное количество часов, главным являются обучение технике плавания. 
 
Занятие  туризмом  имеет  большое   оздоровительное, воспитательное   и прикладное значение. Туристические походы проводятся во вне учебное  время  — в выходные дни по специальному плану. Они  могут  быть  пешие,  на  лыжах  и велосипедах.  Дальность  походов  определяется  в  зависимости  от   способа передвижения.  Туристические  групповые   походы   проводятся   с   активным передвижением по всему маршруту. Туризм  предоставляет  широкие  возможности  для  изучения   прошлого   и настоящего России. Занятия этим видом спорта приучают учащихся к  длительным физическим напряжениям. Овладение навыками туризма  и  привитие  интереса  к туристическим  походам  способствуют  внедрению   этого   ценного   средства физического воспитания в быт учащихся.
 
Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм. К их числу относятся различные передвижения — бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др. Общая физическая подготовка играет первостепенную роль в повышении общего уровня функциональных возможностей организма, комплексном развитии физической работоспособности применительно к широкому кругу различных видов деятельности и систематическом пополнении фонда двигательных навыков и умений.
 
Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения и специально-подготовительные упражнения.
 
Известно, что различные виды спорта требуют различных способностей или неодинакового сочетания тех или иных способностей. Так, спринтер должен обладать прежде всего высокоразвитыми скоростными и скоростно-силовыми способностями в особом соотношении, условно обозначаемом термином «спринтерская мощь», а также развитой спринтерской выносливостью, основанной в частности, на возможностях анаэробного использования энергетических ресурсов мышечного сокращения. Стайеру же нужна в первую очередь выносливость стайерского типа, основанная на совершенном протекании аэробных обменных процессов и высоком уровне развития соответствующих морфофункциональных свойств организма. От борца требуется особая силовая выносливость, специфические координационные способности  и гибкость, сочетаемые с изометрическими и динамическими силовыми способностями. У гимнастов особую роль играют способность быстро осваивать новые формы движений, способность выразительно и точно координировано выполнять комбинации специальных упражнений по строго заданной программе, а также координационная и силовая выносливость, позволяющая сохранять высокое качество движений на протяжении всей программы гимнастического многоборья.